Новости

Вся правда о детском диабете

Сахарный диабет представляет собой одну из наиболее значимых проблем педиатрии. Об этом рассказывает профессор кафедры госпитальной педиатрии Башкирского государственного медицинского университета, главный детский эндокринолог Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, эксперт благотворительной программы «Альфа-Эндо» Олег Артурович Малиевский.

Риск сахарного диабета 1 типа опосредуется генетическими факторами. На первый взгляд может показаться, что генетические факторы играют незначительную роль, поскольку врачи редко встречаются с семьями, где сахарный диабет 1 типа есть и у ребенка, и у одного из родителей. При этомнеобходимо помнить, что нынешние взрослые пациенты, заболевшие в детском возрасте, имеют в большинстве случаев тяжелые осложнения, которые либо препятствуют рождению детей, либо созданию семьи. Это обусловлено тем, что еще каких-то 20 лет назад ситуация с лечением сахарного диабета была совершенно другой. Не было современных инсулиновых аналогов, средств самоконтроля, обучающих программ. Многим пациенткам врачи запрещали рожать детей. Сейчас ситуация изменилась коренным образом. Компенсация заболевания значительно улучшилась, пациенты стали вступать в браки, в этих семьях начали рождаться дети и появились случаи, когда ребенка приводят родители, больные диабетом.   

Генетический риск связан с так называемой HLA-системой. Уже сегодня во многих городах России можно сделать генетическое обследование и тем самым оценить риск заболевания у ребенка. В первую очередь это исследование необходимо проводить в семьях, где уже есть ребенок с сахарным диабетом. К сожалению, даже установив высокий риск 1 типа диабета у ребенка, предупредить это заболевание невозможно. Во всем мире пока еще не разработаны методы профилактики, эффективность которых была бы научно доказана. 

В первую очередь исследование необходимо проводить в семьях, где уже есть ребенок с сахарным диабетом. 

Если рассматривать сахарный диабет 2 типа в детском возрасте, то ситуация не настолько серьезная. Этот вариант диабета встречается достаточно редко и в каждом субъекте России количество таких пациентов исчисляется единицами. Для того чтобы оценить риск развития диабета 2 типа не нужны никакие генетические исследования. В группу риска попадают, прежде всего, дети подросткового возраста, имеющие выраженное ожирение и у которых хотя бы один из родителей имеет сахарный диабет 2 типа.

В отличие от диабета 1 типа, как предупредить 2 тип диабета, известно хорошо. В частности, умеренная ежедневная физическая нагрузка продолжительностью 30 минут в день снижает риск развития сахарного диабета на 40%. Невозможно себе представить какой-либо еще метод профилактики, который при отсутствии финансовых затрат оказывал бы столь мощный оздоровляющий эффект. Не менее важное значение для профилактики диабета имеет также сбалансированное питание, направленное в первую очередь на снижение избыточной массы тела. К сожалению, этой проблеме не всегда уделяется должное внимание. Многие взрослые не знают основ здорового образа жизни и здорового питания. И переносят это незнание на детей. Поэтому в рамках благотворительной программы «Альфа-Эндо» мы создали отдельное направление по профилактике ожирения и диабета среди детей.

Что показывает статистика?

Анализ эпидемиологической ситуации позволяет выявить несколько общемировых тенденций.

Первая: заболеваемость детского населения сахарным диабетом 1 типа неуклонно растет, хотя она и не имеет характера эпидемии, как сахарный диабет 2 типа.

Для того чтобы оценить риск развития диабета 2 типа не нужны никакие генетические исследования. В группу риска попадают, прежде всего, дети подросткового возраста, имеющие выраженное ожирение и у которых хотя бы один из родителей имеет сахарный диабет 2 типа.

Вторая: происходит омоложение пациентов. Если еще 10-15 лет назад диабет у маленьких был казуистикой, то в настоящее время манифестация диабета в раннем возрасте, включая 1-й год жизни, встречается чаще, и это наиболее тяжелый контингент пациентов.

Третья тенденция заключается в изменении структуры сахарного диабета. Прежде, когда врач выявлял сахарный диабет у ребенка или подростка, всегда диагностировался 1 тип диабета и назначалась инсулинотерапия. Сейчас, по литературным данным, около 5% детского диабета – это различные моногенные (наследственные) формы диабета, многие из которых можно лечить не инсулином, а сахароснижающими таблетированными препаратами. В первую очередь это связано с расширением наших знаний о причинах диабета и улучшением генетической диагностики. О наследственных вариантах заболевания необходимо думать в тех случаях, когда диабет манифестировал в первые 6 месяцев или пациенты с диабетом имеются в данной семье в каждом поколении.

Сейчас в нашей стране генетическая диагностика наследственных форм сахарного диабета стала доступной и бесплатной благодаря программе «Альфа-Эндо». За время существования программы на молекулярно-генетическую и иммунологическую диагностику было выделено около 50 млн руб. и была налажена транспортировка крови детей из 11 регионов России в Москву для диагностики в лаборатории Эндокринологического научного центра.

Над чем работают ученые?

Основные исследования в области детского диабета посвящены совершенствованию инсулинотерапии. Разрабатываются новые инсулиновые аналоги как сверхбыстрого (ультракороткого), так и продленного действия. Вновь предпринимаются попытки использования готовых смесей инсулина, а частности смесей ультракоротких и продленных аналогов, что позволяет сократить количество инъекций без риска ухудшения компенсации углеводного обмена. Совершенноновые возможности открываются с использованием инсулиновых помп. Современные помпы сокращают количество инъекций минимум в 15 раз. При этом позволяют вести более гибкий образ жизни, заниматься спортом и упрощает управлением диабетом. Данный метод введения инсулина оказался настолько эффективным, что сейчас от 20 до 50% детей с диабетом (в разных регионах России) применяют инсулиновые помпы. Их установка возможна бесплатно либо в рамках высокотехнологической медицинской помощи, либо за счет благотворительных фондов.

Заболеваемость детского населения сахарным диабетом 1 типа неуклонно растет, хотя она и не имеет характера эпидемии, как сахарный диабет 2 типа.

Конечно, пациенты ждут от ученых не новых методов инсулинотерапии, а методов лечения, которые позволили бы полностью излечить это заболевание и избавить ребенка от инъекций. К сожалению, эта проблема пока не решена, хотя определенные предпосылки для этого есть. Открыто вещество – бета-трофин, стимулирующее развитие бета-клеток поджелудочной железы, изучаются возможности иммунной коррекции, направленной на подавление иммунной реакции организма против собственных бета-клеток.

Как лечат диабет в России?

В России, по сравнению с европейскими странами, уровень оказания медицинской помощи детям с сахарным диабетом 1 типа ничуть не хуже. Так, по результатам регионального исследования, проведенного в рамках благотворительной программы «Альфа-Эндо», в котором приняли участие 30 детских поликлиник и 7 стационаров из 6 регионов, в том числе из Республики Башкортостан, 78% респондентов (родителей пациентов) оценили доступность и качество помощи при сахарном диабете.

В нашей стране подавляющее большинство детей и подростков получают инсулиновые аналоги, тогда как даже в развитых странах этот показатель колеблется от 30 до 60%. По охвату инсулиновыми помпами мы достаточно быстрыми темпами приближаемся к европейским странам.

Сейчас от 20 до 50% детей с диабетом в разных регионах России применяют инсулиновые помпы. 

Конечно, нам есть к чему стремиться. Мы отстаем от европейских стран по срокам постановки диагноза. У 70-90% детей диагноз устанавливается, когда уже развился кетоацидоз. Это не только требует экстренной госпитализации, но и определяет более тяжелое течение заболевания в будущем. Решить эту проблему можно с помощью информационных кампаний в школах и детских садах. Например, в Италии в течение 5 лет среди школьников и родителей проводили масштабную информационную кампанию по ранним симптомам заболевания. В результате среди впервые заболевших не было ни одного случая кетоацидоза. Для интеграции подобных мер в РФ необходим анализ лучшего мирового опыта и адаптация его под российские реалии.

http://med-info.ru/content/view/6970