Новости

Стресс может способствовать трехкратному увеличению риска заболевания диабетом 1-го типа среди детей и подростков

Согласно шведскому исследованию, в котором приняли участие около 10 тысяч семей, серьезный стресс в первые 14 лет жизни ребенка может увеличить риск заболевания сахарным диабетом 1-го типа.

Ученые предполагают, что тяжелые события в жизни ребенка, которые влекут за собой стресс, например, развод родителей, смерть или болезнь повышают риск заболевания диабетом в три раза. Проведя исследование, специалисты установили, что дети, пережившие тяжелые жизненные ситуации, которые ассоциируются с глубоким стрессом, оказались в три раза слабее перед лицом сахарного диабета по сравнению с теми, кто подобный стресс не переживал.

В исследовании шведских ученых приняли участие более 10 тысяч семей с детьми в возрасте 2-14 лет, у которых еще не было диагноза. Цель исследования заключалась в выявлении семей, где есть конфликты, проблемы с безработицей, неполных семей, семей, находящихся под контролем социальных служб. В результате у 58 детей из таких семей был диагностирован сахарный диабет 1-го типа.

Причины возникновения диабета 1-го типа неизвестны. Но диабету всегда предшествует атака иммунной системы и разрушение бета-клеток поджелудочной железы, которые производят инсулин.

Основываясь на результатах исследования, специалисты Linkoping University предположили, что стресс может оказывать негативное воздействие на бета-клетки, ухудшая чувствительность клеток к инсулину, а также увеличивая потребность организма в инсулине вследствие физиологических изменений, таких как повышение уровня гормона стресса кортизола.

В статье, опубликованной в газете Европейской ассоциации по изучению диабета «Диабетология» Diabetologia (the journal of the European Association for the Study of Diabetes), авторы пишут: «На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что тяжелые жизненные ситуации, пережитые ребенком в первые 14 лет жизни, могут стать фактором риска для развития диабета 1-го типа.

В настоящем исследовании были рассмотрены серьезные жизненные проблемы, которые ребенок пережил до постановки диагноза. Таким образом, последующие исследования должны определить, в какой именно момент психологические проблемы влияют на аутоиммунные процессы, происходящие в организме ребенка, и вместе с другими факторами – генетическими, инфекциями и др. способствуют разрушению бета-клеток.

В последние годы количество детей, страдающих диабетом 1-го типа, увеличивается. Ученые считают, что полностью отгородиться от стресса невозможно, поэтому семьи с подобными проблемами нуждаются в помощи.

Повышенный риск заболевания наблюдался в тех случаях, когда стрессу сопутствовали другие негативные факторы, такие как генетическая предрасположенность к диабету, которая на сегодняшний день остается основной причиной развития диабета. У ребенка, чей близкий родственник страдает диабетом 1-го типа, риск развития болезни увеличивается в 12 раз.

Причины развития диабета 1-го типа очень сложные и до конца не поняты. Они подразумевают аутоиммунную агрессию, вызванную генетическими особенностями в сочетании с факторами окружающей среды, такими как вирусная инфекция, хотя точные причины не вполне ясны.

Это исследование показывает возможное влияние психологического стресса на развитие диабета. Но очень маловероятно, что стресс сам по себе может спровоцировать болезнь. Ведь главным фактором риска остается наследственная предрасположенность.

Мнение специалиста "Эндокринологического научного центра", консультанта благотворительной программы "Альфа-Эндо" Дмитрия Лаптева:

Точная причина и механизмы развития СД 1 типа в настоящее время не вполне понятны, однако известно, что развитие диабета 1 типа связано с генетическими и средовыми факторами.  Генетическими факторами риска СД 1 типа являются отягощенная наследственность и/или генетическая предрасположенность. С учетом роста заболеваемости СД 1 типа в последние годы, факторам внешней среды уделяется всё больше внимания. В качестве факторов внешней среды рассматривается вирусная инфекция, вскармливание на первом году жизни, масса тела при рождении и др. Хронический стресс также всерьез рассматривается как фактор риска возникновения диабета 1 типа.  Существует даже гипотеза «стресса бета-клеток» в соответствие с которой все факторы  ухудшающие чувствительность к инсулину и увеличивающие потребность в нем являются факторами риска развития СД 1 типа.

Что касается других факторов, то в одном недавно опубликованном исследовании TRIGR, результаты которого описаны в журнале JAMA за 2014 год, ученые не обнаружили связи между возникновением СД 1 типа и вскармливанием на первом году жизни смесями с большим содержанием белка коровьего молока - казеина. В то же время в другом исследовании, результаты которого опубликованы в журнале Diabetes Care за ноябрь 2014 года, ученые установили,  что длительное (более 12 мес.) грудное вскармливание снижает риск прогрессирования аутоиммуного процесса. К другим факторам внешней среду может относиться энтеровирусная инфекция, рядом исследований обнаружена связь энтеровирусной инфекции с аутоиммуным процессом в бета-клетках и самим СД 1 типа. Кроме того, недавно признаки энтеровирусной инфекции найдены в поджелудочной железе людей только что заболевших диабета 1 типа. Однако в международном исследовании TEDDY, проведение которого направленно как раз на изучение роли факторов внешней в возникновении СД 1 типа, ученым не удалось обнаружить зависимости между появлением СД 1 типа и наличием вирусной инфекции. В целом можно сказать, что в настоящее время факторы внешней среды, провоцирующие возникновение СД 1 типа, являются не вполне изученными.