Новости
Новые маркеры эффективности лечения рака щитовидной железы
Тиреоглобулин – основной маркер, используемый для оценки эффективности лечения рака щитовидной железы. Специфичность данного метода диагностики зависит от уровня тиреоглобулина до начала терапии, радикальности проведенной терапии и наличия антител. Уменьшение использования тотальной тиреоидэктомии в сочетании с радиоаблацией снижает диагностическую ценность определения тиреоглобулина после проведенного лечения.
Одним из наиболее перспективных решений улучшения диагностики рецидива рака щитовидной железы является исследование уровня опухолевых микроРНК в крови. Дисрегуляция тканеспецифической экспрессии микроРНК выявлена при большинстве форм рака щитовидной железы, особенного его папилярного варианта. Однако различия между секрецией микРНК здоровой тканью щитовидной железы и тканью опухоли до настоящего времени не выяснены.
Коллектив авторов из Италии оценил экспрессию 754 микроРНК у 11 пациентов, прооперированных по поводу папилярного рака щитовидной железы, до и через 30 дней после оперативного лечения. Затем наиболее информативные виды микроРНК были исследованы у 44 пациентов с раком щитовидной железы, 19 пациентов с доброкачественными новообразованиями щитовидной железы и у здоровых добровольцев. У пациентов с папилярным раком щитовидной железы исследования проводились до оперативного лечения, через 30 дней, через 1 и 2 года после лечения. У всех пациентов с раком щитовидной железы проводился ежегодный скрининг рецидива заболевания согласно критериям американской тиреоидологической ассоциации (2015), ежегодно исследовался уровень тиреоглобулина.
Два типа микроРНК (miR‐146a‐5p и miR‐221‐3p) оказались наиболее информативными маркерами рака щитовидной железы: их уровень увеличивался у пациентов с рецидивом заболевания в том случае, когда по данным УЗИ был выявлен продолженный рост опухоли или ее метастазы, но уровень тиреоглобулина и антител к глобулину оставался отрицательным. «Таким образом, возможно, в ближайшем будущем мы получим действительно чувствительный и специфичный маркер рака щитовидной железы, не зависящий от остаточного количества ткани», – заявили авторы исследования.