Новости

Психологи и эндокринологи обсудили возможности междисциплинарного взаимодействия для помощи детям с сахарным диабетом

В дискуссии, организованной при поддержке программы «Альфа-Эндо» приняли участие директор Института детской эндокринологии Эндокринологического научного центра Валентина Петеркова, руководитель Городского психолого-педагогического центра Любовь Олтаржевская, детские эндокринологи и психологи, представители диабетических ассоциаций.

Участники круглого стола говорили о необходимости развития психологической помощи детям с сахарным диабетом.  Согласно результат международных исследований, психологические проблемы возникают в течение первого года заболевания . Отмечена взаимосвязь депрессии с плохим контролем заболевания, сопровождающимся высоким уровнем сахара в крови и потребностью в госпитализациях, риском осложнений и смертности.  Мета-анализ, обобщивший результаты 47 исследований, в которых участвовали 17 тыс. пациентов с сахарным диабетом, подтверждает, что депрессия ухудшает течение и прогноз заболевания . Возникновение сахарного диабета первого типа является сильной психологической травмой и для близких . При этом психологическое состояние родителей напрямую воздействует на состояние ребенка, влияет на течение сахарного диабета и уровень контроля заболевания.  В рамках программы «Альфа-Эндо» ведущими специалистами в области сахарного диабета у детей и детской психологии создан курс обучения детских психологов по вопросам сахарного диабета.  Его прошли специалисты из 30 регионов.

Заместитель руководителя Городского психолого-педагогического центра Нина Середенко рассказала о первых результатах сотрудничества детских психологов и эндокринологов. Специалисты центра разработали программу, в рамках которой 14 психологов изучили особенности диабета и его ведения. В 10 административных округах Москвы были открыты консультационные пункты, куда самостоятельно или по направлению врачей-эндокринологов за два с половиной месяца обратились 57 детей.

«68% от обратившихся составили подростки от 11 до 16 лет. На втором месте дошкольники, самая маленькая группа – дети младшего школьного возраста. Причины, по которым дети с сахарным диабетом обращались к психологам, в целом не отличаются от проблем, в принципе свойственных детям этого возраста. В группе  дошкольников лидирует проблема детско-родительских отношений. Она проявляется в  манипуляторном поведении со стороны детей и в невозможности взрослых с этим справиться. У младших школьников – низкая мотивация к обучению, трудности адаптации и построения отношений со сверстников. У подростков зафиксировано нежелание нести ответственности за ведение диабета. Если говорить о случаях впервые постановленного диагноза, их было 7, то основная поддержка нужна родителям», - рассказала Нина Середенко.

О российском опыте помощи детям с сахарным диабетом рассказала руководитель программы «Альфа-эндо» Анна Карпушкина:«Нужно учитывать, что психологические проблемы, связанные со стрессом, с принятием диагноза влияют на выполнение медицинских рекомендаций и контроль сахарного диабета. То есть психологическая помощь напрямую связана с медицинскими показателями состояния больного диабетом ребенка. В 2014 году мы провели исследование о помощи, которая оказывается детям с эндокринными заболеваниями и с сахарным диабетом. Опрос родителей в 6 регионах показал: они считают, что им была необходима психологическая помощь на момент  постановки диагноза. Еще треть сказали, что им нужна помощь и дальше, в процессе протекания болезни. В 2014 году практически никто не мог такую помощь получить в своем стационаре. Теперь уже в половине стационаров есть штатный психолог. Направление психологической помощи детям с диабетом в России развивается, и наша конференция подтверждает это».