Новости

Ученые обнаружили новые механизмы действия широко применяемого для лечения диабета препарата

Метформин в настоящее время является наиболее часто назначаемым лекарством в мире для лечения диабета 2 типа. Этот препарат позволяет людям с диабетом 2 типа снизить уровень глюкозы в крови и повысить чувствительность к инсулину, в значительной степени за счет уменьшения количества глюкозы, выделяемого печенью в кровь.

Но в последние годы ученые и врачи были заинтригованы идеей, его потенциального влияния на старение у здоровых людей. В лабораторных условиях, метформин увеличивает продолжительность жизни животных, получающих этот препарат. Эти исследования показывают, что метформин не только снижает уровень глюкозы в крови, но и уменьшает воспаление и вызывает другие клеточные эффекты, которые влияют на старение.

Ранее единственным известным биохимическим механизмом, который активировался метформином, был путь AMPK (AMP-активированная протеинкиназа), который изменяет метаболизм в клетке при недостатке нутриентов. Однако ученые давно предполагали, что метформин может затрагивать больше путей и, если определить все механизмы действия метформина, это поможет использовать его преимущества без недостатков.

Чтобы лучше изучить свойства метформина, команда Института Солка (США) разработала новую методику скрининга, для изучения киназ, набора белков, которые выполняют роль выключателей различных механизмов в клетках и могут контролироваться метформином. Используя эту технологию, исследователи смогли расшифровать сотни регулирующих событий, которые могут повлиять на здоровое старение.

Исследователи смогли составить карту различных переключений, которые происходят в организме, когда метформин влияет на киназы. Они обнаружили, что метформин активирует неожиданные киназы и пути, многие из которых не зависят от AMPK.

В частности, ученые обнаружили две недостаточно хорошо изученные киназы (протеинкиназа D и MAPKAPK2), которые, по-видимому, влияют на продолжительность жизни и здоровье. Фактически, метформин в настоящее время тестируется в многочисленных крупномасштабных клинических испытаниях как лекарство, увеличивающее продолжительность жизни, но механизм влияния метформина на здоровье и старение неясен. Текущее исследование показывает, что протеинкиназа D и MAPKAPK2 могут быть двумя механизмами в обеспечении этих терапевтических эффектов, и идентифицирует новые мишени и клеточные процессы, регулируемые AMPK, которые также могут иметь решающее значение для положительных эффектов метформина.

«Мы никогда не предполагали, что эти две киназы будут иметь какое-либо отношение к метформину», - говорит Рубен Шоу, соавтор статьи и директор онкологического центра Национального Института Рака (США).

«Полученные результаты расширяют наше понимание того, как метформин провоцирует легкий стресс, который запускает сенсоры для восстановления метаболического баланса, объясняя некоторые преимущества, о которых сообщалось ранее, такие как длительное здоровое старение на животных моделях, принимающих метформин».

«Основной вопрос сейчас заключается в том, какие механизмы метформина могут принести пользу здоровью всех людей, а не только при диабете 2 типа».

Полученные данные представляют собой значительный шаг к признанию метформина в качестве лекарственного средства, которое можно назначать для лечения возрастных заболеваний. Но это неизбежно поднимает вопросы безопасности и требует более тщательного изучения потенциальных побочных эффектов, таких как проблемы с желудочно-кишечным трактом, печенью и почками у пожилых пациентов.

---